Моя педагогическая философия

 Педагогическое кредо: высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах детей.
   Педагог… 
   Кто знает, каким он должен быть?  Строгим?  Справедливым,? Добрым ?…
  Не могу ответить на этот вопрос. Но знаю точно- он должен любить детей, чувствовать и понимать их. 
   Все  начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или же сорняки зла погубили их. Задача педагога помочь  взойти семенам добра.
   После окончания Челябинского педагогического колледжа № 2 я пришла работать в детский сад № 321 воспитателем. У меня началась сложная и такая интересная работа! Постепенно, привыкая к детям, я стала осознавать, что мне очень нравится с ними общаться. Как  был прав Оскар Уайльд:  « Лучший способ сделать детей хорошими- сделать их счастливыми».
 Ура! Я это поняла, приняла и захотела сделать счастливыми этих ребятишек немедленно.
 Волнуюсь…сейчас зайду к своим ребятишкам, они ведь у меня такие маленькие.    
 Какая радость - окунуться в  работу. Мне не хватало дня, и я не могла дождаться следующего утра, чтобы опять увидеть своих малышей. Мы вместе учились, радовались и огорчались. Наконец, стали одной командой, которая смотрит в одну сторону и понимает друг друга с полуслова.
   Самое большое счастье в жизни - это уверенность, что тебя любят. Именно любовь помогает обрести уверенность в себе, преодолеть трудности, достичь высот в учебе, во взаимоотношениях, в творчестве.
  Я продолжила учебу и в 2010 году я закончила Челябинский государственный педагогический университет по специальности «учитель-логопед».
   Сейчас, вспоминая начало моей педагогической работы, улыбаюсь. Я - счастливый человек, потому, что люблю свою работу и не могу без нее.
   В детстве важно все, в детстве нет незаметных происшествий. Мелочь, пустяк могут оказаться важнейшими событиями для ребенка, навсегда запечатлеться в его памяти и сыграть свою роль. Из любого ребенка можно вырастить доброго, отзывчивого человека, нужно не просто заботиться о том, чтобы дать ребенку как можно больше знаний, но и развить культуру эмоций.  
   Главное – не упустить время.  
   Я рада, что в нужные моменты нахожусь рядом  с детьми и могу им помочь, подсказать, направить, научить. Это направило меня искать новые формы работы. Необходимо было овладеть системой знаний о современных технологиях. Я перечитала много книг, программ, опытов, статей по этой теме и нашла способ для воспитания творческой личности ребенка и активизации его  познавательной деятельности.
   Это  - исследовательская работа.
  Воспитание ребенка - процесс, который открывает широкие возможности для развития активной творческой личности, способствует ведению самостоятельного поиска, побуждает делать открытия, заглянуть в неизвестное, решить проблему, научиться принимать решение.
   Я учу своих воспитанников любить и беречь окружающий мир, природу, бережно относиться к ней. Мы все неразрывно связаны с окружающим миром. Родина, планета,  Вселенная -  не   пустые слова  для нас. Мы можем их сделать понятными и дорогими, поэтому я прививаю детям чувство прекрасного и доброго.
   Что может быть дороже для родителей, чем счастье своего ребенка?. Важно, чтобы рядом с ним находился наставник - человек знающий как жить и для чего, наделенный особым профессиональным взглядом, способный увидеть в каждом человеке его лучшее, его будущее.

«Жизнь долга, если она полна… будем измерять ее поступками, а не временем» (Сенека). Я следую советам этого мудреца и стараюсь наполнять свой день добрыми и полезными делами.

«Мы не геологи, мы не искатели, не колесим степную глушь!
Но труд почетен наш: мы воспитатели, мы инженеры детских душ!»
                                                                                                                (В.Л.Титов)

Описание опыта работы на тему:
«Развитие самостоятельной художественно-речевой деятельности
в старшем дошкольном возрасте»
«...каждый малолетний ребёнок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов, при помощи которых ему удаётся в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, приставок и флексий. Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых, всё же оно кажется мне одним из величайших чудес детской психической жизни» (К.И. Чуковский)
   Умение детей пользоваться с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. Связные смысловые развернутые высказывания обеспечивают разностороннее общение и взаимопонимание. В течение всего периода дошкольного дет­ства идет накопление словарного запаса, совершенствова­ние грамматического строя речи, усвоение морфоло­гической системы языка. Расширение общения со взрослыми и сверстниками, усложнение познавательной деятельности ребенка требует развернутой связной речи.
   Значение связной  речи в жизни дошкольника очень велико. Качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
  Формирование связной речи у детей в речевом и психическом развитии изначально сложный процесс. Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Леушиной, А.М. Бородич и др.), психологами (С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным и др.) и логопедами (А.В. Ястребовой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, В.К. Воробьевой и др.).
   Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования самостоятельной художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей художественно-эстетического развития детей.
   Художественно-речевая деятельность детей представляет собой совокупность действий, связанных с восприятием действительности, произведений фольклора и художественной литературы, с исполнением, творческими проявлениями, оценкой и самооценкой результатов деятельности; она имеет разнообразные виды и формы. Художественно-речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста разнообразна: они слушают и пересказывают сказ­ки, рассказы, пытаются сами их сочинить, читают наизусть стихи, пословицы, поговорки. Художественно-речевая деятельность тесно переплетена с театрально-иг­ровой, в процессе которой дети драматизируют неболь­шие художественные произведения, фрагменты из них, ставят кукольные спектакли.
   К самостоятельной художественно-речевой деятельности воспитанников старшей группы побуждают различные причины: интерес к произведениям, стремление научиться рассказывать, выразительно читать. Ребенок читает наизусть, и при этом развиваются, совершенствуются навыки чтения. Загадывает загадку - тем самым развивает свое мышление, образность речи. Причиной деятельности может быть желание поделиться с друзьями о просмотренном фильме, о книге, которую прочитали ребенку дома, желание показать другим свои умения, знания, желание поучить товарища и т.д.
   Формирование самостоятельной художественно-речевой деятельности детей 5-7 лет - процесс сложный, зависящий от многих условий. Ее становление и развитие происходит у детей при наличии интереса, имеющихся способов действий, при косвенном педагогическом руководстве взрослого, учитывающего индивидуальные особенности дошкольников, при обращении к методическим приемам стимулирования и активизации самостоятельных действий.
   Так как художественно-речевое развитие выступает одним из важных компонентов готовности ребенка к школьному обучению, требует дальнейшего усовершенствования организации педагогического процесса в дошкольном учреждении.
   Таким образом, актуальность проблемы развития самостоятельной художественно-речевой деятельности и необходимость проработки методического аспекта этой проблемы, непосредственно выходят на практическую деятельность воспитания детей. 
   Вышесказанное обозначило проблему: как организовать  работу по развитию самостоятельной художественно-речевой деятельности в старшем дошкольном возрасте?
Решение этой проблемы составило цель: развитие речевого творчества детей дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой и целью нашей работы поставлены следующие задачи:
  •    формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;
  • воспитание нравственно-эстетического отношения к пер­сонажам литературного произведения;
  • воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;
  • формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;
  • развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки); 
  • формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры   речи.
   Работа по развитию самостоятельной художественно-речевой деятельности началась с изучения методической литературы, анализа развития художественно-речевой деятельности детей, а также создания предметно-развивающей среды - главного условия для развития творческой речевой деятельности дошкольников.
На первоначальном этапе наши дети проявили низкий уровень самостоятельной художественно-речевой деятельности. Это объясняется следующими причинами:
1.    Дети не владеют способами самостоятельных действий, им не хватает знаний, умений.
2.    Недостаточная оснащенность предметной среды, бессистемность размещения книг, не все книги известны детям, чтобы служить стимулом к рассказыванию, чтению. Нет настольно-печатных литературных игр и других пособий, побуждающих детей к самостоятельной деятельности.
3.    Воспитатели не руководят самостоятельной художественно-речевой деятельностью детей.
   Анализируя эти факты, мы пришли к выводу, что необходимо изменить условия, организацию самостоятельной деятельности детей вне непосредственно-образовательной деятельности.
   На следующем этапе работы мы решили изменить предметную среду, определить зону для художественно-речевой деятельности, внести пособия, доступные для детей старшего дошкольного возраста.
   Любая деятельность детей, а художественная особенно, требует и соответствующей организации предметно-пространственной среды, эстетически продуманной. Характер детской деятельности, ее задачи определяют характер материального оснащения.
   По художественно-речевой деятельности мы определили количество и тематику книг и альбомов, технические средства, книжки-самоделки и настольно-печатные дидактические игры по литературе.
   В нашей группе есть своеобразный информационный центр - уголок книг. На специальных витринах, полочках, шкафчиках мы выставляем книги по старшему возрасту, близкие и доступные по тематике детям. Они проиллюстрированы, в хорошем состоянии. Состав книг время от времени обновляется частично или полностью. Дети берут книги из библиотеки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят их на место. Кроме этого, мы организовали дежурство воспитанников, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность. Если обнаруживается потрепанная книга, мы ремонтируем их вместе с детьми. В нашем уголке книг периодически организуются тематические выставки.
   С целью пополнения и обновления книг в книжном уголке мы с детьми ходим на экскурсии в книжный магазин, в библиотеку, покупаем или обмениваем книги. Детям это доставляет большую радость. В библиотеке клуба «Ровесник» дети нашей группы - постоянные посетители. Мы организуем групповые походы в библиотеку на встречу с уральскими авторами (Н. Пикулевой и др.), на лектории и интересные познавательные беседы по авторам и произведениям художественной литературы.
   Большие возможности для развития интереса к книге, для активизации мышления, творчества, обогащения речи представляют настольно-печатные дидактические игры литературного содержания и книжки-самоделки, изготовленные с помощью приложений к календарям, детским журналам. Книжки-самоделки самые разнообразные: с иллюстрациями для разучивания стихов; книжки-ширмы с народными узорами для рассматривания, с картинками по содержанию любимых песен, с картинками, подобранными соответственно дидактической задаче; книжки-считалки, книжки для обучения грамоте. Все эти книжки мы с детьми делаем по образцу настоящих книг. Книжки-самоделки дети применяют в играх с куклами. В этих играх в занимательной форме дети по собственной инициативе продолжают действия, усвоенные на речевых занятиях. Для таких малышек-самоделок в книжном уголке отведена специальная полочка, папка.
При использовании технических средств применяется видео и аудиотехника. Имеются накопления видео и аудиодисков.
   В старшей группе для театрально-игровой деятельности мы вносим образные игрушки для настольного театра - объемные, жесткие, плоскостные фигурки, элементы декораций; для пальчикового театра - объемные головки персонажей из полистирола; перчаточные куклы, костюмы для драматизации.
   Все пособия у нас периодически сменяются, соответствуют теме недели, комплексно-тематическому планированию.
   Содержание предметной среды, ее пространственная организация предусматривает массовое участие детей в деятельности при условии компактности (малогабаритности) и универсальности использования. Равномерный и без исключения охват детей деятельностью, распределение материалов, инструментов и пособий по принципу качественного и количественного усложнения создают предпосылки результативности этой деятельности детей. 
   Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей как фактор активного освоения и преобразования окружающей их среды развивается тем успешнее, чем лучше организована предметно-пространственная среда.
   Работу по художественно-речевой деятельности нужно планировать. В результате программный материал соответствует решению поставленных задач, разрабатывается методика, обеспечивающая эмоциональное восприятие детьми художественных произведений.
   На следующем этапе работы мы подводили детей к более сложным видам творческих проявлений: уметь самим придумать тему, выбрать жанр, использовать лексику. Применяли творческие задания: придумать сказку, сочинить рассказ. Дети должны проявить самостоятельный замысел, найти способы художественно-речевых действий. Они сами решают, что будут рассказывать - сказку или рассказ, чем пользоваться - магнитной доской или настольным театром, сами отбирают нужные картинки, персонажей. Взрослые должны руководить этой деятельностью. Вместе с детьми они составляют план рассказа, обдумывают композицию, повторяют особенности сказочного повестования.
   То, что дети приобретают в непосредственно-образовательной деятельности, они переносят в самостоятельную  деятельность. Если они осваивали скороговорки, пословицы, потешки, перевертыши, небылицы вне занятий, они продолжают игру в скороговорки, загадки, считалки, испытывая в этом потребность: одни из удовольствия, другие - из желания продемонстрировать, как у них ловко получается, третьи - в попытке произносить также хорошо, как это делают другие дети.
   У детей старшего дошкольного возраста возникает потребность в художественно-словесном творчестве, театрализованных играх. Решающее значение в  формировании самостоятельной речевой  деятельности имеет позиция педагога, выражающаяся в сочетании прямых методов обучения  в непосредственно образовательной деятельности и  время. Наша задача - помочь детям перенести в самостоятельную деятельность те речевые умения и навыки, которые они получили в непосредственно образовательной деятельности. Мы, педагоги, направляем развертывание самостоятельной художественно-речевой деятельности детей: предлагаем играть в загадки, в настольный театр. Возникает замысел рассказать сказку в младшей группе. Дети выбирают репертуар, исполнителей, костюмы. К выступлению перед малышами дети относятся ответственно. Выполнение задуманного вызывает у детей чувство удовлетворения, радости. Литературные викторины закрепляют в памяти детей произведения, которые они должны хорошо знать, обогащают опыт дошкольников - это постоянный источник их самостоятельности деятельности.
   Наиболее ярко самостоятельная художественно-речевая деятельность проявляется в творческом рассказывании, в придумывании собственных загадок, рифмовок. 
   В развитии самостоятельной художественно-речевой деятельности детей большое значение имеет контакт детского сада и семьи.
   Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада в деле культуры родного языка. Речи следует учить прежде всего путем примера. Все внимание, старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную.
   Семья является той ареной, среди которой формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы, а ведь это все и является фундаментом правильной литературной устной и письменной речи. В семье создается то или иное отношение к литературе. Домашнее самостоятельное чтение детей, чтение вслух, рассказы у семейного очага, оживленные беседы с родителями и близкими, а также речевые игры и упражнения дают направление литературному развитию детей, а стало быть и развитию их самостоятельной художественно-речевой деятельности.
   Развитие языка детей, любви к родному языку, здоровых литературных вкусов - дело первейшей и существеннейшей важности.

Приёмы  формирования самостоятельной  речевой деятельности
старших  дошкольников:
1.        Обращение к хорошо усвоенному материалу. С этой целью в книжный уголок вносятся прочитанные детям произведения.
2.        Внесение в книжный уголок новых книг, например, с яркими иллюстрациями Ю. Васнецова, В. Конашевича, В. Лебедева и др. Они привлекают внимание детей. Ребята обмениваются впечатлениями об увиденном, вспоминают эпизоды из известных, знакомых им произведений, пытаются придумать содержание к той или иной иллюстрации.
3.        Слушание в аудиозаписи музыкально-литературной инсценировки по знакомой сказке. Здесь закрепляются с детьми сказочные обороты, выражения, сравнения, запоминаются песни, интонации персонажей, которые ребята  стараются затем воспроизвести при пересказе, драматизации.
4.        Создание воспитателем ситуаций, способствующих развитию  самостоятельной речевой деятельности детей.  На прогулке, при наблюдении за явлениями природы, воспитатель обращает внимание на берёзу, искрящуюся  под лучами солнца, читает строчки из стихотворения С. Есенина « Берёза». Дети подключаются, получается коллективная декламация.
5.        Воспитатель целенаправленно направляет самостоятельную речевую деятельность. С этой целью предлагает им играть в загадки, в настольный театр, обращая внимание на фигурки сказочных персонажей.
6.        Самостоятельное изготовление детьми персонажей знакомой сказки для фланелеграфа, теневого театра и т.п.
7.        Проведение с детьми развлечений типа литературных викторин. Воспитатель читает отрывки из произведений. Ребята должны сказать  его название и автора. Узнать по иллюстрации сказку и передать. О чём в ней говорится, отгадать загадку и прочитать стихотворение на эту же тему.
8.        Проведение разнообразных игровых упражнений:
     ·           придумай загадку о животном;
    ·      придумай слово, чтобы оно звучало одинаково с заданным словом, а по значению было другим;
9.        Творческие речевые задания:
    ·           придумай конец знакомой сказки;
    ·           продолжи сказку дальше, но с новым вариантом;
    ·           придумай сказку по названному герою;
    ·           придумай сказку по предложенным персонажам;
    ·           сочини сказку по рисункам, по опорным словам.
10.    Внесение в игровой уголок  настольно-печатных игр литературного содержания: « Домики- сказки», « Узнай сказку по одной картинке», «Волшебный кубик».
11.    Внесение в группу элементов костюмов, декораций, сказочных атрибутов: «сказочный сундучок», в котором можно найти шапочку петушка, короб Машеньки, клубочек, шарик и др. Всё это развивает детскую фантазию, стимулирует воображение и интерес к сочинительству, развивает речь детей.
   Старший дошкольный возраст - это период развития детской самостоятельности и инициативы в речевом творчестве. Навыки, полученные в совместной партнерской работе с педагогами, дети используют в самостоятельной художественно-речевой деятельности.
   Художественно-речевое развитие ребенка 7-го года жизни является результатом действия системы воспитания и обучения родному языку, осуществляющихся на протяжении всего дошкольного детства. Работа показывает, что в процессе педагогического руководства развитием самостоятельной художественно-речевой деятельности детей возрастает их инициатива, речевая активность, умение применить в новых условиях полученные в обучении навыки, раскрываются творческие возможности. Ребенок, действуя по собственной инициативе, в самостоятельной деятельности удовлетворяет потребность выразить свои интересы, сложившиеся на основе всего предшествующего художественно-речевого опыта.
   Таким образом, самостоятельная художественно-речевая деятельность детей возникает по инициативе самого ребёнка, протекает в виде театрализованных игр, игровых упражнений, проявляется в словесном творчестве. Решающее значение в её формировании имеет отношение воспитателя, которое выражается в сочетании прямых и косвенных методов воздействия на деятельность детей в свободное от непосредственно образовательной деятельности время. Задача педагога - помочь детям перевести в самостоятельную деятельность речевые умения и навыки, полученные в непосредственно образовательной деятельности по художественному слову, рассказыванию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий